Страницы

Первомайская часть 3


Верхняя часть улицы Первомайской застроена была тогда домами советской постройки 50-60-х годов прошлого века. Строили в основном МТС и совхоз.

По правую сторону улицы в 60-е годы стояли только жилые дома, не считая столовой в конце улицы. Двухквартирных домов, которые сейчас стоят на перекрестке, тогда еще не было.

Первым домом, начиная от улицы Ленина был дом Домановых Виктора Васильевича (1934-2008) и Татьяны Алексеевны (1938-1989). Дом этот они строили сами в 1961 году, здесь росли их дочери Надя и Люба. Виктор Васильевич работал на машине бытового обслуживания, а Татьяна Алексеевна была швеей легкого платья в комбинате бытового обслуживания. Дочери после окончания школы уехали учиться в город, жена рано умерла, и жизнь как-то не заладилась и закончилась для хозяина дома трагически: при пожаре дом сгорел вместе с хозяином. Дочери со своими семьями живут в других районах, одна - ветврач, другая – бухгалтер, теперь уже обе на пенсии.

За Домановыми тянулся большой пустырь, где в 1966 году была установлена водонасосная станция, которая осуществляла подачу воды из подземного источника и под нужным давлением подавала ее в водопроводную систему. Здесь постоянно работали люди, которые следили за бесперебойной работой станции, рядом в земле находились накопительные резервуары с водой. Тут эта станция находилась до того, пока не построили новую водонапорную башню с насосами. А на этом месте теперь располагается усадьба Соснина В.П.

Далее, на месте телевышки, стоял дом на два хозяина, где долгое время, с 30-х годов жили Паксеевы Павел Алексеевич и Анна Гавриловна. В семье было трое детей Анна, Иван и Людмила. Павел Алексеевич работал в заготзерно, а жена была домохозяйкой. У них тоже, как и у их родственников Паксеевых, что жили напротив, на огороде среди картошки пламенели маки.

За стенкой у них жила Васильева Мария с детьми: Анной, Александрой и Егором. Сама Мария работала техничкой в райкоме. Муж ее, Васильев Григорий Минеевич (1910-1941), погиб на фронте.

За ними в конце 50-х МТС построила два больших, по тем временам, трехквартирных дома. Позже, в начале 60-х, между ними уже совхоз построил еще один четырехквартирный дом. В первом доме на три хозяина с ветреной стороны жили Лысиковы, Ануфриевы, Маховы, жили недолго, о них я уже писала раньше. В середине дома жила Евдокия Даниловна Щенова (1921-1989) и о ней нельзя не написать. Эта женщина нелегкой судьбы, хотя это можно было сказать тогда о многих женщинах того времени, но здесь такая история. С малых лет работала в колхозе, вместе со взрослыми выполняла посильную работу на полях. Перед войной ее от колхоза направили в Бийск на курсы шоферов, но проучилась лишь полгода, и началась война. Наша газета в 70-е годы писала о ней: «В годы войны ее вместе с подругой из Ельцовки Верой Григорьевой мобилизовали и отправили водителями в «Союззаготтранс» на перевозку грузов. День и ночь возили они зерно от элеватора до мельницы, затем муку везли на железнодорожный вокзал, спали, пока стояли в очереди на разгрузку, глаза слипались от усталости, но надо было помогать фронту, шла война и никто не жаловался. Зимой, когда реки замерзали, вывозили грузы из районов и поселков края. Туда везли бочки с горючим, запчасти к сельхозмашинам, а оттуда сельхозпродукцию. В суровое зимнее время было особенно тяжело молодым девчонкам, морозы доходили до сорока градусов. Особенно трудными были рейсы по Чуйскому тракту в дальние селения Горного Алтая. Хорошо хоть машина надежная была, и сама Евдокия знала ее, как свои пять пальцев. Три года она колесила по ухабистым алтайским дорогам. В 1943 году из-за тяжелой болезни отца вынуждена была вернуться в Ельцовку, где работала мотористом-киномехаником в народном доме, что стоял на углу площади, напротив администрации района. Возила фильмы по разным поселкам на лошади, а осенью вместе со всеми работала на току в заготзерно. Уже после войны ей дали автомобиль в МТС, и снова в путь. Так вот и всю жизнь на мужской работе. Труженицы тыла, они заменили ушедших на войну мужчин, а потом работали за тех, кто не вернулся оттуда».

Работала Евдокия Даниловна и в совхозной бане, и на водокачке. Уже будучи на пенсии, она еще восемь лет работала контролером по оплате за воду в совхозе «Ельцовский». Всю жизнь без мужа, единственный сын, выросший без присмотра, пошел по кривой дорожке, рано попал в места лишения свободы. Старость тоже была одинокой. Она уже давно ушла из жизни.

Евдокия Даниловна была награждена медалью «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны» и медалью «Ветеран труда».

Рядом с ней, с подветренной стороны жили Гринимайер Виктор Филиппович и Ольга Алексеевна, в семье было двое детей Марина и Олег. Работали в совхозе. Виктор Филиппович – ветеран труда, всю жизнь работал шофером, трактористом. Ольга Алексеевна работала в совхозной столовой техничкой. В начале 80-х переехали на Ульяновскую. Виктора Филипповича уже нет, а Ольга Алексеевна живет там одна.


В четырехквартирный дом в 1961 году вселились работники совхоза. В первой половине более десяти лет жили Гилевы и Бакулины, а во второй – Ильиновы и Чекмачевы, но подолгу в третьей и четвертой квартире никто не жил, жильцы менялись часто.

(Фото 13)  Начальник СХТ Д.М. Коноваленко вручает грамоту А. М. Гилеву.

Гилевы прожили в этом доме четырнадцать лет. Александр Михайлович сначала работал шофером в МТС, потом в совхозе, с 1972 года в организации «Сельхозтехника». Везде трудился добросовестно и был на хорошем счету, труд его отмечен грамотами и медалью «За доблестный труд». Полина Ивановна сначала работала в совхозе бухгалтером, затем десять лет в райпотребсоюзе и около тридцати лет в совхозе «Пчеловод». Теперь на заслуженном отдыхе. Имеет медали «За доблестный труд» и «Ветеран труда». В этом доме родилась и выросла их дочь Ольга, подарившая им двух внуков, теперь уже и правнуки подрастают. Александра Михайловича уже двадцать лет нет с ними, Полина Ивановна живет одна.
 (Фото 13) Семья Гилевых

 Бакулины жили в одно время с Гилевыми. Александр Степанович Бакулин прибыл в Ельцовку по комсомольской путевке из г. Калинина в 1955 году на целину. В Бийске его вместе с другими ребятами направили в Чумышскую МТС. Первоначально работал в Бедрепе трактористом, после уборки перебрался в Ельцовку, где вскоре женился и остался здесь навсегда. Сначала трудился в МТС, затем 29 лет в совхозе механизатором. Неоднократно награждался грамотами, медалью «За освоение целинных и залежных земель», медалью «Ветеран труда», о нем не раз писали в местной газете. Зоя Петровна Бакулина первое время работала в детсаде воспитателем, потом по причине болезни была домохозяйкой, а вот в 90-е и двухтысячные голы все ее знали как кассира автостанции. Это был очень отзывчивый и ответственный человек. В трудные годы перестройки, когда мало у кого были машины, а уехать нужно было, всегда шла навстречу людям, которые постоянно обращались к ней с разными просьбами. Звонили и заказывали билеты, просили отправить человека в больницу или студента, которому срочно надо было уехать. А сколько посылок отправляли тогда студентам! В холодной комнатке кассира всегда стояли сумки, коробки, мешки, всем старалась угодить. Начинала она работать еще тогда, когда не было здания автостанции, да и в новом здании зимой было всегда холодно, но она не жаловалась, всегда спокойная, внимательная, понимающая, до конца жизни была на этом посту. Были у нее и почетные грамоты, Зоя Петровна занимала 1 место среди кассиров автостанций, ее фотография была занесена на Доску Почета. Вместе с мужем они вырастили дочь Любу, помогала учить внука, который выучился и одно время работал у нас терапевтом.

Следующий дом, его называли трехквартирный барак, был построен МТС в конце 50-х на месте старой избушки, где раньше жили Будкеевы, потом Квинт (Гребер) Паулина с дочерью Екатериной.

В этом трехквартирном доме жильцы менялись часто. Жили там Абрамовы, Евдокия Семеновна работала продавцом, а Николай Андреевич – столяром в совхозе. Рядом жили Лежнины и Роговы. Квартиры в доме были небольшие, в две комнатки, поэтому люди там часто менялись. В те годы строили много.

Дом на два хозяина, что на углу Первомайской и Савиновой, тоже построили от МТС. С ветреной стороны в 50-е годы жила семья Гребер. Это была семья репрессированных немцев. О трагедии семьи переселенцев Гребер рассказала мне самая младшая их дочь Екатерина Ивановна.

Как и все немцы Поволжья, они были высланы вглубь страны. Гребер попали сначала в Аныштаиху. Семья была большая: мать Елена Иосифовна, отец Иван Александрович и дети: Роман, Варвара, Паулина, Михаил, Анна, Елена, Иосиф, Роза, Екатерина. Было еще двое детей, но они умерли в младенчестве. В Аныштаихе жили тяжело, голодали. Вскоре от голода и тифа умерла мать, а потом арестовали отца, приехали из Ельцовки люди и взяли его без всяких объяснений. Вместе с ним арестовали еще пятерых мужчин-немцев, больше о них никто не слышал, так до сих пор и не знают, куда увезли и что с ними стало. Старших детей распределили по колхозам, работали в Бедрепе, в Топтушке, а младших Елену, Розу и Екатерину (ей было три года) определили в Пуштулимский детский дом. Самый старший Роман служил в армии, а когда началась война, был на фронте. Когда он возвратился после войны, то сестер взял к себе в семью, но вскоре его осудили по доносу, и детей взяла Варвара Ивановна Гребер, старшая сестра. В пятидесятые годы она работала в МТС техничкой, и ей дали эту квартиру. Все братья и сестры собрались вместе, сюда же приехал и Роман. Но постепенно все разъехались, братья Михаил, Иосиф и Роман женились, старшие сестры тоже вышли замуж, а младшие жили здесь с Варварой. Такая вот дружная семья, рано остались без родителей, но не потеряли друг друга. В начале 60-х годов уехали в Кемеровскую область. В Ельцовке остался Роман Иванович, женился на Александре Старченко, вырастили сына Вячеслава, здесь живет семья его внука, тоже Романа. Несмотря ни на что, Роман Иванович всю жизнь на ответственных постах: работал директором организации «Заготскот», затем трудился в райпо.

Потом здесь жили Гольчак Борис Владимирович и Малофеева Ирина Петровна – работники нефтебазы. Борис Владимирович был заведующим нефтебазой. В семье росла дочь Ольга. В 60-х годах они уехали на Дальний Восток.

С другой стороны долгое время жили Вяткины Наталья Александровна с дочерью Ниной. И здесь тоже семейная трагедия. Вяткины Александр Макарович с женой Ненилой Николаевной и тремя детьми (Иван, Егор и Наталья) были раскулачены и высланы в Нарым в 1931 году из села Черемшанка, вернулись оттуда только в 1950 году. Как они там выживали в тайге, в землянках, в нечеловеческих условиях и непосильном труде на лесоповале долгие двадцать лет, невозможно представить. Везли их, огромное количество людей, от Томска на баржах по рекам Обь и Кеть. Другого пути не было, кругом на тысячи километров тайга и непроходимые болота. Баржи с людьми причаливали к пустому, заросшему лесом берегу. Сначала строили шалаши, а затем землянки, кто в зиму выживал, строили бараки, где была теснота, болезни и голод. Работали много: валили лес, строили дороги, осваивали землю. Отец умер в 1933 году. Как выжили там дети? Ивану было шестнадцать лет, Наталье – восемь, а Георгию – шесть. Все трудности после смерти отца легли на плечи матери, но она как-то смогла сохранить детей. Как и другие зажиточные, трудолюбивые крестьяне, они были оправданы и реабилитированы, но как можно вычеркнуть из памяти эти двадцать лет каторги? И, главное, за что такие лишения?

Нина родилась там в 1950 году, и ее везли обратно на барже совсем крохотную, запихнув в валенок, чтобы не замерзла в дороге. Прибыли сначала в Кемеровскую область, а потом в Ельцовку и поселились сначала в избенке на ул. Телефонной (на месте Левашовых) А уже в конце 60-х годов переехали в этот дом, где и прожила Наталья Александровна(1923-2001) более тридцати лет.

 (Фото 14) Вяткина Наталья Александровна. 

Теперь в доме живет дочь Нина Николаевна. Наталью Александровну тогда в Ельцовке знали все, она работала парикмахером, и ходили к ней, как говорится, и стар и мал, всех стригла, брила. В 50-60-е годы парикмахерская находилась на площади, на месте кинотеатра (теперь магазин Ширяева В.Ю.) Это было низенькое продолговатое деревянное здание. Помню, в маленькой комнатке, где работала Наталья Николаевна, всегда пахло освежающим, стойким запахом одеколона «Шипр», мылом и еще чем-то неповторимым. Здесь она стригла и мужчин и женщин, брила бороды опасной бритвой, которую точила о кожаный ремень, висящий тут же рядом на стене. А после бритья и стрижки с гигиенической целью брызгала из пульверизатора с резиновой оранжевой грушей одеколоном «Шипр» или «Русский лес», или «Тройной» в зависимости от цены. Народу всегда было много. Стригла она ножницами и механической ручной рычажной машинкой, которая требовала больших усилий, нужно было постоянно сжимать ручки пальцами, чтобы она стригла. Работала долго, пока это здание не пошло под снос, но даже, когда она уже работала сторожем в автопарке, еще долгое время к ней домой ходили стричься мужчины-совхозники, все работники, прибывающие на уборку в совхоз и другие сельчане по привычке. Не знаю, заработала ли она за свой труд каких-либо наград или нет, но люди ее помнят и хорошо о ней отзываются. Судьба дочери Нины складывалась нелегко, но несмотря ни на что, вырастила она двух замечательных дочерей, появились внуки Олег, Артем и Александр, которые живут здесь, в Ельцовке.

Через дорогу от них, по этой же стороне, на месте дома Таушкановых, стоял дом на два хозяина. С одной стороны жили Ананьины, а с другой Катаевы. В середине пятидесятых годов в одной половине дома открылся магазин, где были продовольственные и промышленные товары первой необходимости. Продавцами были Зубарева Клавдия, Плотникова Александра, Латынцева Валентина и другие. Магазинчик этот закрылся в начале 60-х годов, и здесь опять поселились люди.

С одной стороны жила Кинева Полина с сыном Юрием. С другой стороны жили Григоревы Прасковья Алексеевна (1928-1984) с матерью Надеждой Федоровной и дочерью Марией. Прасковья Алексеевна тогда была передовой дояркой в совхозе. Сорок лет она отработала в животноводстве, с четырнадцати лет трудилась в колхозе на разных работах, потом – свинаркой, всю душу вкладывала в работу. Молодую работницу заметили и оценили ее трудолюбие, здесь она получила первые благодарности, почетные грамоты. Потом доверили ей группу коров, работа ответственная, много сил и времени требовалось от молодой доярки. Почти круглые сутки она проводила на ферме. С годами пришел опыт, сноровка и так постепенно вышла она в передовые, с каждым годом надаивая все больше и больше молока. За самоотверженный многолетний труд Прасковья Алексеевна была награждена орденом «Октябрьской революции» и медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», она носила звание «Ударник Коммунистического труда», дважды выходила Победителем социалистического соревнования, получала нагрудные знаки. О ней писали в районной газете, совхоз выделил ей новую квартиру на Совхозной улице, но пожила она там мало, ушла из жизни в 1984 году. Сейчас там проживает семья ее дочери Марии. У Прасковьи Алексеевны - две внучки, двое внуков и правнучка.

(Фото 15) Григорева Прасковья Алексеевна.

Выше по улице в доме, где сейчас живут Мериновы, был детский сад МТС, две группы. В 1961 году, когда образовался совхоз «Ельцовский», совхозная контора была построена на Ульяновской, детсад переселили в здание конторы МТС на Первомайской, а здесь открыли совхозную столовую. Столовая эта работала до того времени, пока не построили новое кирпичное здание, ниже, по улице Механизаторов (теперь Савиновой). Заведующей была Трухачева Г.Г., повара: Ануфриева А.С., Долонина В.А., Марьина А.

Далее, обращают на себя внимание два двухэтажных дома. Построены они были в 1961 году бригадами СМУ для работников совхоза «Ельцовский».

Дома эти необычные, квартиры в них двухуровневые в два этажа: две спальные комнаты наверху и две (зал и кухня) внизу. Два выхода, один – на улицу, другой – во двор. Дома теплые, с паровым отоплением, топили сами, но не было водопровода и все удобства во дворе, поэтому люди там подолгу не жили. Воду провели только в 1995 году.

Первыми жильцами этих домов, в основном, были совхозники. Семьи Супониных, Владимир Семенович был ветврачом совхоза; Рюмшиных, Василий Григорьевич работал шофером в МТС, затем зам директора совхоза; Затлер, Аркадий Францевич – директор совхоза. Чертановские, Александр Борисович - работник совхоза. Более двадцати лет прожила там Гребер Анна Ивановна с сыном Иваном, она работала в совхозной столовой.

Позже жили Лысиковы: Михаил, потом Александр с семьей, Завьяловы, Мякишевы, Аксеновы, Краснослабодцевы, Трипольские, но это уже в 70-е годы
Последним на этой улице в 60-е годы стояло общежитие СМУ, где жили рабочие бригады, строившие дома для совхоза. Позже оно стало жилым домом для нескольких семей. Люди там менялись часто. Сейчас в этом доме живут семьи Якуниных.

Далее, на месте двухквартирного дома Лариных и Киневых раньше была конюшня колхоза «им. Мичурина», больше ничего тогда не было здесь до самых складов.

Улицу Первомайскую тех лет не назовешь тихой окраинной улочкой. Жизнь здесь кипела, с раннего утра до позднего вечера. Машины одна за другой выезжали из автопарка, надсадно гудели трактора, слышны были громкие голоса трактористов и шоферов, скрежет металла. Движение продолжалось весь день, а в посевную и уборочную почти круглосуточно. Такова жизнь села того времени. И ни шум проезжающих машин, ни рев тракторов, ни удары молота, ни крики людей – ничто не мешало тогда жить, люди просто не замечали этого, потому что это и была жизнь, настоящая, сельская, хозяйственная.

Хочется, чтобы люди знали и уважали историю нашего села. Как известно, историю делают люди, они трудятся, строят дома, здания, создают улицы и благоустраивают их. Хочется восстановить в памяти наших современников историю этой, многозначащей для села улицы Первомайской, вспомнить о бывших владельцах домов, о их семьях и трудовой деятельности. На мою просьбу рассказать о прошлом люди откликаются, но часто мало что знают о своих предках, приходится искать вместе. Ведь всем хочется, чтобы новое поколение помнило о них, о том, что им пришлось пережить и как самоотверженно трудиться, чтобы село наше, и мы все, жили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий