Страницы

улица им. Яровикова часть 2


Каждая улица по-своему уникальна и неповторима, имеет свой особый уклад жизни, свой особенный мир. Она рассказывает о людях и событиях, в которых участвовали эти люди, являющиеся частицей истории нашего села.
В те далекие 50-е годы на Орловской улице жили в основном колхозники. Семьи были большие, многодетные. По правой стороне улицы, сразу за Косухиными в 50-е годы жила семья Дымовых. Дымова Екатерина Ивановна родилась и выросла в Ельцовке в семье бедняков. В 1929 году вышла замуж за Дмитрия Терентьевича Дымова, вместе с ним вошли в коммуну, работали, растили детей. Муж был членом ревизионной комиссии, хороший работник, о нем даже писали тогда в местной газете. Затем вступили в колхоз и вместе с другими колхозниками прошли все трудности коллективного хозяйствования. В 1941 году мужа призвали на войну, а она осталась одна с шестерыми ребятишками на руках. В войну переехали поближе к родственникам в Дегтяревку, но потом вернулись обратно и поселились на Орловке, в избенке Федора Образцова. В 1943году получила на мужа похоронку, в которой сообщили: «Ваш муж Дымов Д.Т. погиб в бою под Нарвой».  Тогда под Нарвой шли ожесточенные бои, погибли десятки тысяч наших бойцов, есть среди них и наши земляки.
Пришлось Екатерине, как и другим вдовам войны, работать за двоих, чтобы как-то прокормить детей. Дочь Галина вспоминает: «Работала мама в колхозе «Чапаев» на разных работах, коров пасла, все лето босиком, обуть нечего, обмотает ноги тряпками и пошла. Ребятишки голодные, избушка ветхая совсем, мама ее глиной обмазала, кое-как подлатали,  так и жили. А люди добрые в то время были, помогали, чем могли. Рядом тогда Касаткины жили, так тетя Катя, бывало, всегда посадит и накормит. Она работала в райкоме, там зарплату тогда давали, а в колхозе ничего не давали, работали за «палочки». Выживали, как могли. Все дети: Зина, Галя, Нина, Володя, Алексей, Тоня, несмотря на трудности и лишения, выросли, создали свои семьи, пошли дети, внуки. В Ельцовке живет семья дочери Галины.
Позже, когда Дымовым совхоз дал квартиру, этот домик перестроил Еремеев Петр Андреевич. Вместе с женой Полиной Ивановной и дочерьми Валей и Катей жили здесь, пока не построили дом на улице Леухина. После них там жили Корчагины. Василий Ильич был пчеловодом, столяром. Екатерина Ивановна работала сторожем в детсаде «Солнышко». Здесь росли их дети Николай и Нина. Этот небольшой домик, уже совсем старенький стоит сейчас, в нем давно никто не живет.
Далее за ними  жили Тютченко Николай Павлович и Евдокия Дмитриевна, у них было четверо детей: Тамара, Виктор Татьяна и Владимир. Николай Павлович работал шофером, а Евдокия Дмитриевна дояркой в совхозе. Она тогда была в числе передовых доярок совхоза, надаивающих более 3000 килограммов молока на одну фуражную корову в год. Неоднократно награждалась грамотами, имела поощрения. Жили здесь недолго, с 1959 по 1967 год, потом переселились на другую улицу.
Рядом с ними стоял дом, построенный колхозом, в котором сначала жили Чановы, а потом туда вселилась большая семья Григоревых. Петр Алексеевич работал животноводом, а Наталья Сергеевна разнорабочей в совхозе «Ельцовский». Прожили на этой улице с 1961 по 1977 год. Здесь выросли их дети: Василий, Александр, Валентина, Виктор, Анатолий и Светлана. Все, кроме Анатолия, живут в Ельцовке, Василий - на этой же улице. В этом доме одно время жили Сусловы, теперь он обветшал и стоит заброшенный.
По соседству с ними построили дом Колмогоровы.  Василий Назарович и Валентина Ивановна всю жизнь работали в совхозе. Он начинал шофером, потом  десять лет работал бригадиром, и десять лет управляющим отделением. Добросовестный труд его был отмечен орденом «Знак почета» грамотами и медалью «Ветеран труда». Валентина Ивановна  - бессменный  инспектор отдела кадров совхоза «Ельцовский». За безупречную работу она много раз награждалась почетными грамотами, имеет медаль «Ветеран труда». Здесь, на улице Орловской,  родился их сын Саша. Прожили они здесь десять лет, потом построили себе дом на Первомайской и переехали туда. Старый их дом и сейчас стоит на месте, там жили одно время Свирины, теперь Подосенова М. С.
В соседнем доме жили Кутькины, они переехали с Пилы в 50-е годы. Василий Степанович работал пчеловодом в совхозе. Их старенький домик еще держится. В нем долгое время жили Романовы Николай Тимофеевич, Варвара Исаковна и их сыновья Владимир и Александр. Николай Тимофеевич и Варвара Исаковна работали бухгалтерами, он – в совхозе, а она – в райпо. Николай Тимофеевич работал ревизором в сельхозуправлении, затем несколько лет – начальником машиносчетного бюро. Романов Н.Т. - участник войны, командовал артиллерийским расчетом, защищая Москву в ноябре 1941 года. Участвовал в Курском сражении, с боями брал Могилев, Минск. Был дважды ранен, второе ранение помешало ему дойти до Берлина. Лечился в госпитале в Москве. После войны продолжил службу, демобилизовался только в 1954 году в звании капитана советской армии. Имел награды. Варвара Исаковна была грамотным бухгалтером и очень хорошим человеком.  На этой улице они прожили до старости. Теперь там живет семья Чебан.
Рядом стоял двухквартирный дом, где жили Бровкины и Тютченко. Бровкин Иван Егоровович и Анна Петровна построили этот дом в 1955 году.   Иван Егорович работал шофером в ветучастке, в ВЭС и долгое время - в райпо. Люди помнят его как водителя автолавки, на ней он возил и продавал дефицитные товары. На работе его уважали и ценили, имел много грамот и поощрений, не раз награждали ценными подарками.  До сих пор дети (у них было четверо сыновей: Геннадий, Юрий, Анатолий и Василий) берегут часы, подаренные когда-то отцу за хорошую работу. Анна Петровна была домохозяйкой, потом работала в ветбаклаборатории. В Ельцовке живут их дети, внуки.
О семье Ивана Тютченко я писала ранее. Дом этот сломали  недавно, и на его месте построил новый дом Кинев Юрий. Незаметно и безвозвратно идут годы. Когда-то по соседству с семьей Тютченко жили Суховерковы. В то время их дом стоял последним на этой стороне улицы. В середине 70-х годов они уехали из Ельцовки к детям, но старожилы помнят их  и очень уважительно отзываются о них. Александр Андреевич – участник войны, воевал с 1941 по 1946 год. Фронтовой водитель на машине ЗИС- 5 служил в саперной роте,  возил к передовой разные грузы, но в основном - мины. Ездить приходилось под обстрелом вражеской авиации, дважды был ранен, второй раз под Нарвой, подлечили в госпитале и опять за баранку. Боевые заслуги отмечены были наградами.
Вернувшись с войны, работал в Ельцовской МТС. Это был очень ответственный человек и опытный водитель, который за время работы (более 30 лет) ни разу не совершил аварии и всегда любое задание выполнял в положенное время.
Анна Андреевна более 35 лет проработала в узле связи сначала почтальоном, а потом контролером главной оперативной кассы. Работа очень ответственная с деньгами, материальными ценностями, в ее подчинении было шесть почтовых отделений. Вдумчивая и серьезная, она всегда точно и грамотно работала с документами, до всего доходила своим умом и старанием. О ней писали в местной газете. За время работы многому научила своих сотрудниц. Ее ученицами были М.И. Носкова и Е.Е Лугинина, долгое время потом работавшие на центральной почте. За свой труд она получила немало наград: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», несколько нагрудных знаков «Победитель социалистического соревнования», имела звание: «Ударник коммунистического труда».
Вместе с мужем они вырастили и воспитали  четырех сыновей. Старший Николай и младший Виктор стали инженерами, Павел – механик, Владимир – шофер.
С правой стороны улицы, в ложбинке,  в начале 60-х годов поселились Анохины. Совхоз выделил сруб, и они построили себе дом. Юрий Иванович Анохин работал в совхозе «Ельцовский» бригадиром животноводческой бригады. Бригада его тогда была на хорошем счету в совхозе, много раз становилась победителем социалистического соревнования. В Красном уголке бригады находились их награды: Почетные грамоты, дипломы, вымпелы. Кроме этого были и материальные поощрения. Работники этой бригады несколько раз ездили в Москву на ВДНХ. Сам Юрий Иванович вместе с  Андреевой Анной Григорьевной представляли наш район в Москве на выставке достижений народного хозяйства. В Ельцовке помнят его как человека веселого, заводного, заядлого спортсмена. Очень любил футбол, судил районные соревнования, увлекался шахматами. Очень любил книги, находил время на чтение, с ним интересно было общаться. Трагический случай очень рано оборвал его жизнь. Его не стало в 49 лет.
(Фото 10) Анохин Юрий Иванович

Мария Васильевна  сначала тоже работала в совхозе, а потом много лет до самой пенсии трудилась в комхозе мастером-озеленителем. Прошла обучение в Барнауле, в институте имени Лисавенко, была знакома с Идой Павловной Калининой. Очень уж любила она работать с землей, с цветами. Это она вместе с работницами комхоза формировала цветочную аллею на Мемориале Славы, завозили рассаду цветов и высаживали их. Ели на улице Шацкого тоже они высаживали, теперь уже эти ели так выросли, высоченные стоят. Хорошую память оставила после себя  Мария Васильевна. Пережив в детстве оккупацию (она родом из Украины), голод и лишения, она очень любила готовить, делать всевозможные заготовки на зиму, много чего выращивала в огороде, в палисаднике, была хорошей хозяйкой. Вместе с мужем они вырастили и воспитали троих детей: Виктор –  шофер, Алевтина – педагог, работала в школе, районо, пенсионном фонде, Евгений –  ветврач, затем – начальник пожарной части Ельцовского района.
(Фото 11 ) Мария Васильевна Анохина (вторая слева)

Тридцать лет Мария Васильевна прожила она на этой улице, в доме под номером 32.
С правой стороны улицы в те годы за Шаховыми жили Кочетковы, их дом стоял в глубине двора. Александра Петровна Кочеткова, в девичестве Шахова, прожила на этой улице 51 год. В 1952 году окончила 10 классов, затем Павловский техникум по специальности агроном,  35 лет работала в контрольно-семенной лаборатории сначала лаборантом, потом 23 года старшим лаборантом и последние 13 лет до ухода на пенсию – начальником госсеминспекции. Ветеран труда, она имеет много почетных грамот и медаль «За доблестный труд». С мужем Павлом Степановичем они прожили 44 года, в 1999 году его не стало. На улице Орловской в 1956 году они построили свой дом и жили до 1986 года, здесь вырос их сын Василий. Павел Степанович начинал работать трактористом в колхозе, а после учебы  более двадцати лет работал начальником пожарной команды. Его труд отмечен медалью «За освоение целинных и залежных земель», медалью «Ветеран труда», он неоднократно награждался грамотами и денежными премиями. Их дома уже нет на этой улице, сама Александра Петровна уехала к сыну и внукам.
(Фото 12) Кочетковы

Рядом с ними находилась землянка Амалии Лукьяновны Шпрингель. Нельзя не сказать добрых слов об этой женщине. Тяжелая судьба репрессированной немки. В сентябре 1941 года ее вместе с другими немцами Поволжья привезли в Ельцовку. (Тогда, почти 1,5 млн. человек, все немецкое население АССР немцев Поволжья было выселено в Казахстан и на Алтай.)  Несколько семей прибыли  в Ельцовку. Их поселили в кульстане, который находился в стороне от села, на месте  где позднее был разбит совхозный сад. Жили там в тесноте, голоде и холоде. Нужно было каждый день ходить отмечаться в сельсовет, а это очень далеко. Вместе с Амалией Лукьяновной (1908-2000г.) прибыли ее родители Шнейбергер, два брата и две сестры. Отца и братьев отправили в трудармию, вслед за ними и сестру Марию, которой было всего 15 лет.  В связи с постановлением  Государственного Комитета Обороны СССР о выполнения принудительной трудовой повинности немцев-переселенцев мужчин брали тогда с 15 до 55 лет, а женщин с 16 до 45лет. Работали они на торфяниках с 1941 по 1947 год. Жили в ужасных условиях, в холодных сырых землянках, кормили плохо 200гр. хлеба на день и похлебка пустая, а работали наизнос. Люди массово умирали здесь от голода, холода, непосильного труда. Выжили немногие, а те, кто вернулись, были больны и немощны. Амалию не отправили туда только потому, что она в 1941 году была беременна и потом родила сына Александра. Было распоряжение: беременных и с детьми до 3-х лет не брать в трудармию. Отец ее так и не вернулся назад, умер там, а мать умерла здесь в конце войны. Сестра Мария, вернувшись с торфяников, болела и прожила всего 38 лет. 
(Фото 13) Амалия Лукьяновна Шпрингель

Чтобы как-то выжить, нужно было работать, и Амалия пошла на свиноферму свинаркой, там тогда почти все немки работали. Жили одно время на квартире, потом выкопали землянку, обшили ее тесом, накрыли крышей, сложили печь и так стали жить. Здесь в 1951 году у нее родилась дочь Валентина. Соседи вспоминали о том, какая Амалия была славная, тихая, трудолюбивая, добрая женщина. Умела даже в таких ужасных условиях, в своей землянке создать уют и  красоту. Какой вкусный хлеб она пекла! Никогда не сидела без дела. Всем, кто просил, спешила помочь. Любила рукодельничать, люди несли ей шерсть, пряла, вязала, шила. Швейной машинки не было, шила все руками и одежду, и одеяла лоскутные, и коврики. Тогда трактористам привозили со швейной фабрики обтирочный материал, разноцветные лоскуты в мешках, вот ей и приносили люди.   В землянке у них всегда было чисто, аккуратно и красиво, все было устелено этими дорожками, кружками и ковриками. Вокруг домика всегда росли цветы космеи. Имели большой огород и хозяйство: корову, свиней, кур. Со временем сын построил рядом дом, переселились в него. Почти до пенсии работала на свинарнике, работала хорошо, но никаких наград не получила, немцам в те времена ничего не причиталось. На этой улице жили еще две немки: Евдокия Вебер и Кандита Рыбель - все они держались друг друга.      Погружаясь в трагическую историю российских немцев, думаешь о том, сколько было поломанных судеб, лишений и унижений, выпавших на долю этих людей в годы репрессий. Эту трагическую страницу уже не вычеркнуть из нашей истории и говорить об этом надо, хотя бы потому, чтобы этого больше не повторилось. Нельзя делить людей по национальности, главное, чтобы люди оставались людьми.
Амалия Лукьяновна прожила здесь 59 лет (в их  доме сейчас живет Чуфенева В.И.), в старости доживала у дочери Назаровой Валентины, дом которой стоит на этой же улице.
В 1957 году чуть повыше А. Шпрингель построил свой дом Андреев Александр Григорьевич. Домик этот тогда выделялся среди других, был красиво обшит деревянными плашками, три больших окна с голубыми наличниками выходили на юг и открыто смотрели на улицу. На подоконниках красовались незатейливые гераньки.  Две светлые комнатки, просторные сени и крылечко - казалось, лучше и не бывает. Перед домом в палисаднике росли смородина, малина, ранетки, простенькие георгины. За домом тянулся большой огород. Участок был огорожен деревянным забором, а сторона, выходящая на улицу -  штакетником. Семья была небольшая: отец с матерью и дочка Таня. Родители работали в совхозе, Александр Григорьевич – шофером, а Александра Егоровна – кладовщиком в мастерской. Их домик и сейчас стоит на своем месте вот уже 57 лет. Время, конечно, наложило на него свой отпечаток, но он еще бодрится.
В соседней с ними избе проживала в то время Феоктистова Анна Алексеевна. Все старожилы улицы в разговоре со мной не раз упомянули ее, и не сказать о ней просто нельзя. Анна Алексеевна из рода Феоктистовых, людей мастеровых, умеющих делать многое – все, что было необходимо в то время для жизни. Отец Алексей Маркович научил своих детей многому, их даже в деревне тогда называли не Феоктистовы, а «слесаревы», то есть, умеющие слесарить. Анна Алексеевна сама  с помощью родственников построила себе избу, в которой была одна комната, и прожила в ней с 1957 по 1970 год. В народе ее звали «солдат», так как женщина была крутого нрава, любила  командовать и многое умела. Она была из тех русских женщин, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  Работала по найму, клала печи, мастерила железные и жестяные ведра. Одинаково хорошо работала и с кирпичом, и с деревом, и с железом. Конечно, она была во всей округе, как говорится, нарасхват, ее уважали и побаивались. Наработавшись за лето, она собиралась и ехала к сестрам в Орджоникидзе, как она говорила, на курорт. Соседи охотно оставались домовничать у нее и ждали ее всегда с нетерпением. Все эти годы она жила одна, так сложилась ее судьба.
Сколько ни общалась со старожилами этой улицы, все говорили о том, что люди тогда все были добрые, участливые, отзывчивые, готовые прийти на помощь друг другу. Ни одну работу, требующую больших усилий, семья не делала в одиночку. Будь то заготовка кормов, посадка и уборка картофеля, строительство домов. Собирали помочи: штукатурили, мазали стены, крыли крыши. Вместе гоняли плоты: требовался лес для строительства.  Жили дружно, вместе справляли праздники, свадьбы, проводы.  Несмотря на то, что работы по дому и огороду было много, люди находили время на общение. Лавочек возле домов в то время не было, и по вечерам, закончив дела по хозяйству, выходили ненадолго посидеть на бревнах, поговорить. Тогда печку топили только дровами, поэтому летом вся улица была завалена ими, у каждого двора горами лежали бревна, по одной – две машины. Особенно любили играть на бревнах ребятишки, рассаживались рядами, кто вверху, кто внизу и играли в глухой телефон, садовника, булавочку и др. Летними вечерами взрослые и подростки пилили вручную эти бревна пилой под названием «дружба-2», так тогда в шутку называли двуручную пилу.  Привычная картина того времени. А зимой возле домов стояли стога сена, и это тоже было место для игр, по этим стогам лазали, с них скатывались в снег, всякое бывало.
Цветов тогда особо не было, росли в палисадниках незатейливые ноготки, космеи, мальвы, кое-где стали появляться георгины. Тогда уже и на этой окраинной улице стали появляться в палисадниках смородина, крыжовник, малина, ранетки.
Вспоминая ту улицу 50 – начала 60-х годов, невозможно не упомянуть про совхозную баню. С приходом в совхоз «Ельцовский» Затлера А.Ф. началось положительное преображение всей Ельцовки, которое сказалось на жизни ельцовчан. Старожилы улицы рассказывали, как он тогда облегчил жизнь жителям села, особенно большие проблемы были с водой. Скот приходилось гонять зимой на Чумыш, а стирка, баня? У кого в доме были трактористы и шоферы, те знают, что это такое. Сначала, в 1959 году, построили водокачку, которая находилась чуть ниже усадьбы Гришаевых. Это уже был прогресс! Воду там брали со всей округи, носили на коромыслах, зимой приводили к водокачке поить скот. Работала на водокачке Евдокия Щенова.
Потом рядом построили прекрасную кирпичную баню, в которой была раздевалка с кабинками, просторная помывочная и большая парилка. Это было целое событие для Орловки и не только. Бани тогда были не у всех, топились в основном по-черному, а воды, дров сколько надо было натаскать,  особенно зимой. А тут – мойся и парься, хоть сколько, и плата небольшая совсем. В баню ходили и стар и млад, не только рядом живущие, но и с других дальних улиц, со стороны заготзерна. Баня была востребована до тех пор, пока в 1968 году не провели по улицам водопровод, и не появились уличные колонки. Люди стали жить лучше, во дворах стали появляться новые баньки, и со временем баня закрылась. Она и сейчас стоит на том же месте, уже полуразрушенная, как напоминание о том далеком времени, когда жизнь в нашем селе улучшалась с каждым годом, когда работа в совхозе кипела, и многое делалось для благоустройства села и для людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий